Все, что вы хотели знать о нормочасе

 
нормочас для ремонта автомобиляИспользование нормочаса для обозначения временных затрат на обслуживание техники – практика, принятая повсеместно во всем мире. В нашей стране нормочас также используется в качестве определения трудозатрат мастера, однако с небольшими коррективами.

Что такое нормочас?

Начнем с определения. Нормочас – это единица измерения трудозатрат, подразумевающая, что на выполнение каждой операции по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей отведено строго определенное время (в часах и минутах).

Откуда он берется, этот нормочас? Как правило, автопроизводители самостоятельно нормируют затраты труда на выполнение рабочих операций по каждой модели автомобиля. Таблицы утвержденных нормочасов заносятся в справочники, которые предоставляются официальным автодилерам данной марки. Именно конкретное количество нормочасов, необходимое для выполнения данной операции, автомеханик и занесет в заказ-наряд – ведь это количество указано автопроизводителем, а кому, как не ему, лучше всего знать, сколько нормочасов нужно для устранения данной неисправности у конкретной модели данной марки?

Расчет нормочаса. Стоимость нормочаса. Из чего складывается стоимость нормочаса?

При расчете нормочаса на выполнение конкретного вида работ обязательно учитывается необходимость соблюдения требований техники безопасности и принципов ремонтной технологии – т.е. в нормочас закладывается время, которое автомеханик тратит на то, чтобы надеть перчатки, переместить автомобиль по ремонтной зоне, протеть автосалфеткой ремонтную область и т. д. Также сделана поправка на то, что работу выполняет среднеквалифицированный специалист в состоянии средней степени усталости.
из чего складывается нормочас, расчет нормочаса
Вообще существует несколько способов формирования нормочаса для конкретной модели конкретной марки. Чаще всего рассчитываются фактические временные затраты, когда засекают рабочее время для выполнения определенной операции. Иногда применяется расчет поэлементного нормирования – принимаются во внимание четкие нормативы на выполнение простых операций: отвернуть/завернуть болт, просверлить отверстие, обработать фаску и т.д. Эти операции учитываются в в технологической цепочке, для которой составляется норматив.

Следует заметить, что официальные автодилеры несут ответственность за строгое следование рекомендациям автопроизводителей в отношении нормочасов. Если выяснится, что сотрудники автосервиса, являющегося авторизованным дилером марки, приписывали лишние нормочасы, можно не только лишиться статуса дилера, но и сдать документы на право заниматься коммерческой деятельностью. Поэтому клиент, сдавший автомобиль на СТО, оплачивает только чистые нормативы, рекомендованные автопроизводителем. Если по каким-либо причинам персонал не укладывается в рекомендованные нормочасы, необходимо оптимизировать трудозатраты, не выходя за рамки нормочасов, рекомендованных автопроизводителем.

Сколько стоит нормочас?

цена нормочаса, стоимость нормочасаПочему у разных автосервисов стоимость нормочаса может быть различной? Цена нормочаса складывается из нескольких параметров: это, в первую очередь, класс, марка, модель автомобиля; расчет рыночных цен на выполнение конкретного вида работ по обслуживанию и ремонту данного автомобиля в конкретном регионе, а также издержки, возникающие у автосервиса в результате обслуживания транспортного средства. Чаще всего для расчета стоимости нормочаса официально работающие с автопроизводителями автосервисы используют следующую формулу:

Стоимость нормочаса = Издержки в год * Коэффициент прибыльности затрат /
Количество продуктивных часов в год + Часовая ставка механика

Нормочас кузовного ремонтанормочас кузовного ремонта

Однако тут есть небольшая загвоздка: дело в том, что завод, как правило, прописывает в справочнике нормочасы лишь на некоторые виды работ, основные: установка/снятие какого-либо узла или агрегата, снятие/замена какой-либо детали, покраска автомобиля. Что касается, например, кузовного ремонта, устранения деформаций, вмятин и других повреждений – может рассчитываться по индивидуальной ставке конкретного автомеханика. Каким образом будет нормировано выполнение работ в данном случае, определяет эксперт по труду конкретного автосервиса. Одному мастеру будет достаточно для выполнения работы часа, другой скажет, что он и за три не управится.

В свое время Германия как мировая столица автомобилестроения уже столкнулась с проблемой расчета трудозатрат выполненных работ по ремонту и обслуживанию автомобилей. В техцентре AZT (Allianz Zentrum fuer Technik, Institut Kfz-Technik ― Институт автомобильной техники) страховой компании Allianz Versicherungs AG разрабатываются нормативы трудозатрат по кузовному ремонту. Кстати, эти нормы включены в справочники, так что «вдохновение по часам» для мастера тут не сработает: предписано выполнять данную работу ровно час – допускается отклонение максимум 1-2 минуты, ведь немцы, как никто, любят точность во всем. К слову, нормативы техцентра AZT во всем мире признаны объективными стандартами реальных трудовых затрат персонала автосервисов. При расчете нормочасов на кузовной ремонт AZT использует методику REFA (Reichsausschuss Fur Ardeitsreitstudien) Организации по составлению методик расчета трудоемкости.

Нормочас по-русски

В самом начале статьи мы оговорились, что мировой нормочас, попав на благодатную российскую почву, претерпел некоторые изменения, корни которых уходят в эпоху советского автопрома.

В технических условиях ТУ 4538-140-00232934-98 с изменениями 1, 2, 3, 4 «Приемка в ремонт, ремонт и выпуск из ремонта кузовов автомобилей ВАЗ предприятиями автотехобслуживания» виды кузовного ремонта описываются так:

ремонт 0 ― устранение повреждений на лицевых поверхностях кузова без повреждения окраски;
ремонт 1 ― устранение повреждений в легкодоступных местах (до 20 % поверхности детали);
ремонт 2 ―
устранение повреждений со сваркой или ремонт 1 на поверхности детали, деформированной до 50 %;
ремонт 3 ― устранение повреждений со вскрытием и сваркой, частичной реставрацией* детали до 30 %;
ремонт 4 ― устранение повреждений с частичной реставрацией детали на поверхности свыше 30 %;
частичная замена ― замена поврежденной части детали кузова ремонтной вставкой (из номенклатуры запасных частей или изготовленной из последних);
замена ― замена поврежденной детали кузова деталью из запасных частей;
крупноблочный ремонт ― замена поврежденных частей кузова блоками деталей от выбракованных кузовов с разметкой, отрезкой, подгонкой, вытяжкой, рихтовкой, сваркой последних.


* Частичнстоимость нормочаса в Москвеая реставрация детали ― это устранение повреждений вытяжкой или правкой с усадкой металла; вырезка участков, не поддающихся ремонту; изготовление ремонтных вставок из выбракованных деталей кузова или запасных частей.

Здесь необходимы небольшие пояснения: в СССР дефицит распространялся даже на кузовные запчасти, поэтому чаще всего их все-таки ремонтировали, чем ставили новые. Практически в настоящее время пункты «ремонт 3» и «ремонт 4» сейчас почти не применяются. В случае сильного повреждения происходит замена детали, а небольшие повреждения ремонтируются под шпатлевку. Ну и, конечно, подавляющее большинство официально работающих СТО в настоящее время используют в своей работе нормативы автопроизводителя – например, нормочас для BMW, Volkswagen, Mercedes, Nissan, Hyundai, Kia, Opel, Daewoo.

Уложиться в нормочас – миссия выполнима?

Автопроизводителями определен общий список требований, которым должны соответствовать станции технического обслуживания, работающие по официальному соглашению с автопроизводителями и использующие в качестве нормативов трудозатрат нормочасы.

•    Специализированная ремонтная организация с соответствующим техническим оснащением для выполнения тех видов работ, которые она проводит
•    Квалифицированный персонал, владеющий всеми используемыми технологиями
•    Доступ к свежей технической документации от автопроизводителя

Нормочас в ГУТА-АВТО

нормочас в ГУТА-АВТОГУТА-АВТО предлагает свои услуги по независимой оценке стоимости ремонта автомобиля. Мы работаем с нашими клиентами напрямую, без договоров со страховыми компаниями.

Если Вы думаете, что калькуляция восстановительного ремонта ниже, чем Вам предлагают в страховой компании, обращайтесь к нам – мы проведем объективную проверку! Вы не согласны с калькуляцией восстановительного ремонта, составленной страховой компанией, и она существенно ниже реальной стоимости ремонта автомобиля?

Для расчета стоимости ремонта Вашей машины мы используем программы Audatex и Шваке/AZT, а это значит, что Вы получите максимально возможное возмещение ущерба с учетом нормативов автопроизводителя. Наши высококвалифицированные специалисты, имеющие большой опыт работы, рассчитают для Вас объективную стоимость ремонта машины!

Мы являемся партнерами страховой компании ГУТА-СТРАХОВАНИЕ – по Вашему желанию Вы можете рассчитать стоимость страхового полиса КАСКО или ОСАГО с сайта или получить страховой полис ОСАГО при прохождении технического осмотра на месте!

Мы также предоставляем следующие услуги:

•    Полная юридическая консультация по вопросам ДТП;
•    Помощь в составлении пакета документов для страховых компаний;
•    Составление отчета о стоимости восстановительного ремонта легкового ТС;
•    Дополнительный осмотр ТС (при наличии скрытых повреждений);
•    Повторная независимая автоэкспертиза (в случае разногласий с оценкой, сделанной в другой организации, например, в страховой компании);
•    Проверка заказ-нарядов станций технического обслуживания автомобилей;
•    Быстрый, качественный и надежный ремонт Вашего автомобиля!



Возврат к списку

Интернет Банк GutaPayУслуга Информация из НБКИ